Кадр из фильма

Анонсы,Заметки

ОМКФ-15: что мы смотрим?

10 Июл , 2015  

Уже через считанные часы начинается один из самых важных кинофорумов Украины – Одесский международный кинофестиваль. Чтоб не теряться в его программах, мы составили краткий путеводитель из фильмов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.
1. Такси, реж. Джафар Панахи, 2015, Иран

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Такси»

Победитель Берлинале – мы о нем писали – очевидно, одно из главных событий предстоящего фестиваля. Объявленный иранскими властями за антиправительственные выступления вне закона и лишенный права заниматься режиссерской деятельностью, Джафар Панахи уже в третий раз умудряется представлять на мировых экранах свои волшебные фильмы. Первая из его диссидентских картин «Это – не фильм» была снята и смонтирована за 11 дней в квартире Панахи с помощью друга-оператора Моджтаба Миртахасеби. Замкнутый в четырех стенах в ожидании решения апелляционного суда, Панахи читает перед камерой сценарий фильма, который он планировал снять. Но вместо обычной читки у режиссера выходит самый настоящий поиск свободы в кино. Используя подручные предметы и мебель, Панахи пытается вообразить сцены фильма. Эти постановки перемежевываются с переживаниями режиссера из-за политических репрессий, тревожными телефонными разговорами, и его размышлениями о кинематографе. Так Панахи не столько сбегал от болезненной политической действительности, сколько демонстрировал, что запрещать снимать кино так же бессмысленно, как и запрещать мыслить и воображать. В этом смысле «Такси» — уже не просто продолжение поиска свободы в кино, но сама свобода. Не имея права заниматься своей профессией, Панахи садится за руль такси и колесит по солнечным улицам Тегерана. В машину к нему подсаживаются не то действительно случайные прохожие, не то подговоренные знакомые и друзья. В разговорах и просто житейских случаях с пассажирами режиссер, формально отсылая к фильму классика иранского кино Аббаса Киаростами «Десять», незаметно ведет свой поиск ответа на, казалось бы, простой вопрос – что значит быть преступником?

2. Перламутровая пуговица, реж. Патрисио Гусман, 2015, Чили, Франция, Испания

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Перламутровая пуговица»

На показ этой картины лучше сразу планировать несколько походов – обилие образов в фильме очень скоро обольщает, отчего можно с легкостью заблудиться в логических лабиринтах, выстроенных режиссером. В этом фильме Гусман совершает в прямом смысле космических масштабов путешествие по универсуму, чтобы отыскать хоть какую-то логику вещей в мире. Здесь едва ли не каждая песчинка оказывается свидетельством с одной стороны эпохальных событий, а с другой стороны того, что для вселенной тысячелетия – не больше мига. Так и перламутровая пуговица, найденная на дне водоема, становится свидетельством жутких человеческих трагедий, которые в конечном итоге навсегда останутся не больше этой самой пуговицы под толщей воды.

3. Ан, реж. Наоми Кавасе, 2015, Япония, Франция, Германия

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Ан»

Кавасе – одна из самых знаковых режиссеров современного японского кино. В начале 90х Кавасе привлекла к себе внимание своими очень личными документальными фильмами. И, пожалуй, до сих пор в ее фильмографии наиболее искренними картинами остаются документальные короткометражки, которые режиссер посвящала поиску, осмыслению своей идентичности, и бабушке Уно, заменившей ей мать. В 2012 году Кавасе сняла теплую и светлую документальную работу «След» в память об ушедшей бабушке – и, по всей видимости, теперь к документалистике режиссер вернется не скоро. А вот относительно игрового кино, хоть Кавасе последнее время дарила зрителю не самые свои лучшие фильма, все еще можно с надеждой ожидать от режиссера чего-то такого же нежного, легкого и очаровательного, как ее дебютный полный метр «Судзаку».

4. Мужская работа, реж. Марина Степанская, 2015, Украина, Австрия / Поодаль, реж. Катерина Горностай, 2014, Украина

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Мужская работа»

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Поодаль»

Обе режиссера дебютировали в 2013 году в конкурсной программе короткого метра Киевского кинофестиваля «Молодость». «Между нами» Горностай и «Каникулы» Степанской объединило то, что потом Игорь Грабович назвал «новой откровенностью в кино» Украины. Как бы это ни звучало грустно для нашего национального кинематографа, Марина Степанская и Катя Горностай – одни из немногих молодых украинских режиссеров, которые снимают искреннее кино о том, что они хотят сказать.

, ,