22-23 августа в Одессе на причале яхт-клуба Одесского морвокзала состоится 6-й Международный фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи». OdArt знакомить своих читателей с лентами, которые можно будет увидеть на второй день фестиваля.
«Социальный распад» (Греция, 1932 год. Реж. Стелиос Татасопулос)
Из-за нехватки денег бедный студент Динос Вристенис покидает обучение в университете и начинает поиски работы. В театральной компании, куда он устраивается работать, Динос встречает Ники, приму театра. У них начинается роман. Однако вскоре Ники отвечает на ухаживания богатого промышленника и бросает Диноса. Остро переживая разрыв, парень попадает на самое социальное дно, не гнушаясь наркотиками и попойками. Однако устроившись рабочим табачной фабрики, он, наконец, переосмысливает свою жизнь. Динос объявляет войну социальной несправедливости, возглавляя фабричный профсоюз.
«Социальный распад» — фильм, которым начинается эпоха греческого неореализма. Татасопулос, отцу которого пришлось продать часть своей земли в Константинополе, чтобы сделать возможным съемки, с марксистских позиций раскрывает тему социального неравенства и эксплуатации, которые особенно обостряются в период экономического кризиса.
Социальная критика, заложенная в фильме, касается не только проблемы защиты производственных прав, но также социального разложения и люмпенизации населения крупных индустриальных городов.
Режиссер, который сам сыграл главную роль в собственном фильме, так описал базовую установку ленты: «В этом фильме я сосредоточился на белом рабстве и наркотиках. Я показал оборот наркотиков даже в больницах, а также коррупцию и беззаконие, пронизывающие пенитенциарную систему ».
«Социальный распад» бессменно входит в перечень лучших 10 греческих фильмов всех времен.
Музыкальное сопровождение фильма – Юрий Кузнецов.
Ветер с порогов/Последний лоцман (Украина, 1929 год. Реж. Арнольд Кордюм)
Привычный уклад небольшого рыбацкого села над Днепром нарушает появление инженеров из большого города. Вскоре здесь построят величественную гидроэлектростанцию, и вода поглотит старое село. Многие поколения рода Ковбанов работали на порогах лоцманами. Чтобы сплавить лес через легендарный Ненасытец следовало учиться с детства. Остап Ковбань не верит, что Днепрогэс таки будет построен, а его дом уничтожен. Однако его дети радостно приветствуют изменения: патриархальный уклад села им не под силу.
«Ветер с порогов» — на первый взгляд обычный агитфильмы о победе индустриализации, где впечатляющие панорамы строительства Днепрогэса смонтированы в авангардной манере. Однако лента имеет двойное дно. Режиссера Арнольда Кордюма интересует не только пропагандистский потенциал темы, но также антигуманистические последствия индустриальных преобразований. Как и Довженко, он воспринимает смерть села болезненно. «Ветер с порогов» стал для Кордюма своеобразным мемуаром: в 1911 году именно на днепровских порогах состоялся его актерский дебют в кино — в первом украинском полнометражном художественном фильме «Запорожская Сечь», в котором он играл в составе труппы Николая Садовского. В 1929 году становится свидетелем смерти порогов, которую переживает глубоко лично, вплетая в фильм пронзительную ностальгическую эмоцию.
Реставрацию ленты осуществил Национальный центр Александра Довженко в 2014 году.
Музыка: Artokrats
Фестиваль «Немые ночи 2015″ закроется концертом киевской группы GrozovSka Band.