Короткометражный фильм «Листопад» был представлен в рамках Национальной конкурсной программы короткого метра на ОМКФ. За 21 минуту авторы рассказывают трогательную историю о неожиданной встрече одинокой женщины и одинокого мужчины. Она – местный дворник, он – неизвестный, который просит помощи. История кажется простой и очень знакомой, и создается впечатление что мы подглядываем за чьей-то жизнью, становимся безмолвными свидетелями личной драмы. Кажется, что именно такого «эффекта присутствия» и добивалась режиссер, ведь истории, которые ты знаешь, получаются лучше всего. О старте, дебютной истории и украинском кино мы решили поговорить с режиссером, Машей Кондаковой.
Александра Андреева – С чего началась Ваша работа в кино. Я знаю, что Вы начинали как актриса, но потом перешли на режиссуру. Как так получилось?
Маша Кондакова – Совершенно верно. Так и получилось. Я хотела быть актрисой, но понимала, что у меня специфическое лицо, поэтому кино – скорее всего, нет. А вот театр – это да, как раз то, что мне нужно! Поступила (КНУ театра, кино и телевиденья им. Карпенко-Карого – А.А.), а потом попала на съемки (я прошла кастинг и снялась в рекламе Твикса). И вот тут я поняла, что в Украине проходят съемки (!), что есть что-то еще кроме архаичной Студии Довженко. И я загорелась – вот она жизнь! По сравнению с театральными занятиями, в замкнутом помещении с 9 утра до 12 ночи, съемочная площадка показалась глотком воздуха.
После первого курса на актерском я перевелась на режиссуру телевидения. Было сложновато, потому что с бюджета я ушла на контракт, и мне нужно было найти работу, плюс, я сдавала академ. разницу и вынуждена была снимать на камеру задания, которые уже все давно прошли, а камеры я никогда в руках не держала … ну в общем, со всем справилась (улыбается). Наш мастер учил нас не тому, как работать на телевидении, а тому, как рассказывать истории. Именно это было очень важным в работе.
А.А. — А что было дальше? Работа и практика, короткий метр?
М.К. — Я устроилась в рекламный продакшин. Мы сотрудничали с разными режиссерами и компаниями. Помогали канадцами снимать полный метр. Я там впервые увидела, как снимается война!
Я начала как кастинг директор, а потом мне дали возможность стать вторым режиссером на съемках рекламы. На самом деле, я пришла на работу именно для того, чтобы учиться снимать, поэтому мне нужна была съемочная площадка. Из такого, самого крупного сотрудничества, это была работа с Мартином Кэмпбеллом (режиссер таких фильмов бондианы, как «Злотой глаз», «Казино Рояль» — А.А.). Мы снимали рекламу, но, тем не менее, такое вот своеобразное «прикосновение к Голливуду».
А по поводу моего участия в коротком метре. Юра Ковалев готовился к съемкам «Пирога», он как раз запускался с Арт-Хаус Траффиком и Денисом Ивановым. Мы с ним часто сотрудничали на рекламе, так что он меня пригласил поработать ассистентом к нему в картину. Это был мой первый короткий метр и он, кажется, участвовал в программе первого или второго ОМКФ. Кстати, я была участником киношколы на первом ОМКФ и после этого решила, что хорошо бы в следующий раз приехать полноценным участником. Еще, у Макса Ксёнды в фильме «Дорога» я работала как второй режиссера, не на всем проекте, правда, т.к. у меня был диплом, но я там помогала, было очень классно работать над таким интересным проектом.
А.А. — Как Вы нашли возможность реализовать свой проект, как он появился на свет?
М.К. - Как раз, когда был показ «Пирога» Юры Ковалева, я попала на ОМКФ и посмотрела «Ангелов смерти» Владимира Тихого по сценарию Марыси Никитюк. Мне очень понравилось это кино на тот момент. Я увидела ее на сцене и подумала, «очень интересная девочка – я хочу с ней познакомиться». Потом мы вернулись в Киев, у меня была идея короткого метра (к/м), мы с ней встретилась – попили чай, начали работать над историей, а потом я уехала в Париж на лето, а она начала работать над другими сценариями и у нас прервался контакт – мы решили сделать паузу. Потом на съемках я познакомилась с Игорем Савиченко (продюсер, один из директоров «Директории кино» — А.А.), где я была ассистентом и, кстати, как раз на тех съемках я впервые увидела Володю Беляева, главного героя моего фильма. Это было 3 года назад. Мы с Игорем разговорились, он начал спрашивать, кто я, чем занимаюсь и, если есть какие-то идеи – можно ему присылать и обсуждать, потом можно будет подумать о совместной работе. Я сильно воспряла духом, но со времен этого разговора прошел год. И только когда у меня появилась идея, я пришла к Игорю. Он сказал – «хорошо, пиши». А я не умею писать, я этого не планировала и тогда говорю, что буду работать с Марысей, а на тот момент они уже тесно сотрудничали, поэтому проблем не возникло.
У меня была очень короткая история, буквально 5-10 страниц, а Марыся принесла первый вариант сценария на 20 или 25! Ну и дальше пошла подготовительная работа: обсуждения, правки и поиски (команды, актеров, локаций), заявка на Госфинансирование (фильм получил Гос. поддержку в 2013 г. – А.А.).
А.А. — А как проходила Ваша работа с актерами? Вы молодой режиссер, который снимает свой первый короткий метр – были сложности?
М.К. — Кастинг проходил очень долго. Вплоть до того, что за день до съемок у нас не было главного героя. Мы как раз искали то настоящее, что есть в актере – потому что как только человек начинал говорить, он тут же сходил на наигрыш и магия уходила. Я понимала, что время поджимает, но не могла пойти на сделку с совестью – это мой продукт, мой проект за который я отвечаю, там будет моё имя в титрах и, если я совру сама себе – ничего не получится. Поэтому мы всех актеров искали долго. Был случай, что мы нашли нашу главную героиню – ну вот точно Она (нежная, милая, добрая)! После проб я попросила, пока она будет ехать домой, пусть напишет 5 мыслей о которых думает ее героиня … через пару часов она нам перезванивает: «А это обязательно делать? А эта работа оплачивается?..» Ну, вот как можно, так несерьезно относится к своей работе! Мне так было обидно. Я поняла, что нужно искать другую героиню.
Могу сказать что жизнь и здоровье всей съемочной команде я, конечно, подпортила – мы репетировали каждую сцену, некоторые диалоги я переписывала по дороге от одной локации к другой и приезжала с новым текстом. Много чего менялось в процессе, что не очень хорошо для актера, но я знала, что я хочу получить в конце, поэтому мы так усиленно работали.
Тут еще важно сказать, что я работала с командой профессионалов, замечательных людей, которые вместе со мной дышали этим проектом. Без них у меня бы ничего не получилось.
А.А. — На Западе любят говорить о гендерном неравенстве, о том, что режиссура – это мужское дело и в кино вообще мало женщин. Как Вы себя чувствуете в кино – было ли давление со стороны?
М.К. — На самом деле никакого давления нет. Ни со стороны старших коллег, ни со стороны мужчин. Наоборот, все пытаются помочь и все поддерживают. Мол, так держать, давай добивайся, молодец! В общем, я на себе ничего такого не почувствовала. Даже как-то странно думать об этом.
А.А. — Но сейчас действительно много девушек приходят в кино. Видите ли Вы различие между мужскими и женскими фильмами?
М.К. — Ну и да, девушек много. Но говорить о том, что это мужской фильм, а это женский … я не вижу таких различий. Сколько мужчин сняли романтические комедии, а «Повелитель бури» совсем не походит на «женское» кино и все же выиграл «Оскар» (режиссер Кэтрин Бигелоу получила «Оскар» за лучшую режиссуру в 2010 года – А.А.). Хотя, если задуматься, то да, режиссура – это мужское дело, но это не значит, что девушка с ним не справится. Конечно, проявлять свою женственность и привлекательность не стоит – она тут лишняя. Для этого есть какие-то другие места и другие отношения, и раз уж ты режиссер, нужно действовать соответствующе.
А.А. — Сейчас многие грешат на «чернушность» украинского кино. Вы с этим согласны? Нужно ли менять подход молодому украинскому кинематографу?
М.К. — Как раз вчера спорила с одним человеком. Почему депрессия – это плохо? Она помогает посмотреть на вещи под другим углом и после нее всегда приходит новая жизнь, пробуждение, она помогает острее чувствовать.
Послушайте, как я могу «петь и танцевать», снимать какое-то юморное кино, если вся эта чернуха все равно во мне сидит. Мы выросли в дерьме и, простите меня, но пока это дерьмо мы из себя не изрыгнем, мы не сможем честно говорить о светлом и прекрасном. Я восхищаюсь тем людьми, которые в условиях нашей действительности все еще сохранили веру и желание снимать что-то светлое, но в кино всё нужно делать честно и, прежде всего, нужно быть честным с собой.
А.А. — Перед показом Вашего фильма Вы получили подтверждение об участии «Листопада» на фестивале в Локарно. Какие у Вас ожидания от этого события и, чем Вы сейчас занимаетесь?
М.К. — От Локарно … я прежде всего ожидаю интересных и новых людей. Это огромный фестиваль и попасть туда со своей первой работой – это большая удача, поэтому я могу сказать, что интересно будет посмотреть на новые проекты и найти активных творческих людей.
А вот по поводу «сейчас». Я живу в Париже и работаю над несколькими проектами … Но поймите, сейчас такое время, в связи со всеми этими событиями (интервью проходило на следующий день после падения Боинга 777 – А.А.) и войной на Востоке … хочется сделать проект, который бы объективно показал всему миру что сейчас тут происходит. Дело в том, что там, на Западе, никто толком не понимает, что такое Украина и что здесь творится, поэтому есть желание и несколько идей создать что-то, что бы смогло объяснить всему миру что у нас происходит.
P.S. Стоит отметить, что вечером фильм «Листопад» Маши Кондаковой, стал лучшим в украинской программе короткого метра. Поздравляем с победой!
featured, интервью, кино, омкф