Продолжая освещение Берлинского кинофестиваля особое внимание стоит уделить документальной ленте о жизни боснийских беженцев в Дании. Сейчас события 1990 года воспринимаются как-то особенно чутко.
Флотель Европа (Flotel Europa), реж. Владимир Томич, 2015 год, 70 мин.
Мы привыкли узнавать о войне и ее последствиях со страниц учебников истории и, несмотря на постоянные военные конфликты, которые не покидают нашу планету, мы не привыкли мыслить ее категориями. Она каждый раз застает нас врасплох (так и хочется сказать – «у меня были другие планы!»).
В моменты разрушения условных экономических границ, когда земля и люди начинают кем-то делиться по каким-то признакам, меняются судьбы целых поколений, быстро и безвозвратно. «Флотель Европа» представляет собой любительские записи (видео-записки), которые инициировала мать режиссера Владимира Томича. Эти записи служили «доброй вестью» для тех, кто остался в Боснии и продолжал бороться за мир/семью/страну (в частности, отец режиссера).
Данную домашнюю хронику режиссер перемонтировал в полноценную фиксацию жизни и быта беженцев из Боснии, которых Красный Крест поселил в отель на воде в центре Копенгагена. Около тысячи человек жили вместе, в одной большой коммуне, в течение нескольких лет: они успели жениться, родить детей, повзрослеть и влюбиться, кто-то ассимилировал, а кто-то не дожил до конца любительской хроники. Ценность данного фильма заключается в том, что повествование ведется от лица человека который был там в момент событий, все это переживал и ощущал, общался с этими людьми, с ними спал в одном «доме», с ними ел, веселился и переживал. Режиссер нам показывает свою семью (маму и брата), друзей, любимую девушку, честно говорит о своих шалостях и провалах, о жизни одной большой семьи, которую объединило общее горе.
Честность закадрового голоса и простота повествования невыносимо подкупают, кажется, что ты просто слушаешь рассказ знакомого, который еще и показывает тебе «картинки» из того времени. Но веселые любительские концерты с песнями «La Bamba» (прим. группа Los Lobos) и «Fever», с завидным постоянством сменяются рассказами о комнате печали, где все молча смотрят телевизор и ждут затаив дыхание новости о войне и погибших, о слезах матери, о потере своих близких.
Жизнь в центре Копенгагена казалась бы сказкой и удачей, но неоднократно режиссер сравнивает Флотель Европа с аттракционом, на который с любопытством смотрят прохожие и куда водят экскурсии. Их жизнь стала абсолютно открытой, у них нет дома, нет ничего личного, ничего, на что можно положиться.
Все это сегодня по-новому отзывается в наших сердцах. Мы продолжаем любить, улыбаться и петь, но покоя нет ни в наших душах, ни у тех, кто сейчас оказался в подобной ситуации. Флотель Европа существовал всего несколько лет (до 1994 года), но он остался целой эпохой в жизни его жителей.
Мы продолжаем идти дальше, но все равно стоящее кино получается только тогда, когда мы говорим о том, что нас действительно волнует.