Оркестр Филармонии

Заметки

Большой карпатский концерт для морской жемчужины

7 Ноя , 2013  

Гуцульский джаз, карпатская классика, испанский танец и авангардные размышления – всё это Мирослав Скорик, украинский композитор мирового уровня, чей юбилей с размахом отмечает вся Украина. От его родного Львова и до нашей родной Одессы, только в одном городе стихнет «Гуцульский диптих», как в другом уже звучат первые ноты «Карпатского концерта».

Середина недели, а большой зал одесской Филармонии почти полон. Каждому входящему выдают программку и большущее объявление. Там просьба не ходить по залу во время концерта – будет идти запись. Можно было и не говорить, зрители и так сидят тихо. Ждут карпатскую сказку. Национальный одесский филармонический оркестр рассаживается, на сцене появляется и главный дирижер – Хобарт Эрл. В воздух врываются несуразные, но милые сердцу звуки оркестровой настройки. Начинается!

Хобарт ЭрлИграют «Детство», первую часть «Гуцульского триптиха». Соленый ветер далеких странствий, смертельные битвы, развеселые приключения самых взаправдашних пиратов – вот что врывается в зал вместе с музыкой! Завершается композиция, как и положено детскому приключенческому фильму, мажорными нотами: наши победили.
В «Диптихе для струнных» на первый план выходит тревога. Музыка запутывает, тянется, как жидкое стекло, манит войти в лабиринт кривых зеркал. Напряжение сменяется спадом, за ним, едва позволив перевести дух, приходят новые опасности и тревоги. Совсем как в жизни: если тебе спокойно, значит, ты уже умер.
Начинается «Каприс 19» из знаменитых «24 каприсов Паганини». На эту интерпретацию у Скорика ушло 15 лет и одному Богу известно сколько оттенков джаза и эстрады он здесь вплел. В классическое полотно с легкостью вмешались ударные. Духовые привносят некоторую иронию в начальный торжественный марш, но все их усилия сводит на «нет» ксилофон: его нежные зимние переливы никакой сарказм не берет! К середине композиции максимальное развитие получает тема «дьявольского скрипача». Динамика нарастает, вселд за ним волнение в зале. Наконец, напряжение спадает, и зал взрывается аплодисментами, которые не стихают несколько минут. Одна из слушательниц не дожидаясь не то что окончания концерта, даже антракта, дарит Хобарту цветы – восторг просит немедленного выхода.

Назарий ПилатюкСложный и непредсказуемый «Концерт №7» играют страстно, даже отчаянно. Особенно интересно наблюдать лауреатом международных конкурсов Назарием Пилатюком —  в этой пьесе он солирует . Молодой скрипач легко и с наслаждением справляется со сложнейшими пассажами, играет со снайперской точностью. Такое ощущение, что что этот концерт для Назария как вторая кожа. «На самом деле, «Концерт №7» Скорик действительно писал специально под Назария, — открывает нам глаза скрипачка Галина Чекалюк во время антракта, — Феноменальное попадание в солиста. Совпали самобытность музыканта (а ведь он молодой, совсем неклассический скрипач!) и мышление композитора. Как интересно получилось, какие родились яркие образы!»

Похоже, исполнители тоже любят Скорика, несмотря на очевидную сложность его произведений. Судя по напряжению, царящему на сцене, Скорик – не прогулка, а профессиональный кросс на выживание. Галина подтверждает эти догадки: «Да, Скорик сложный, но ведь мы не можем постоянно читать стихи Агнии Барто. Хочется и чего-то посложнее. Я с удовольствием играю его в оркестре, и студенты мои его играют. В его музыке зашифрованы те бесконечные вибрации дня и ночи, которые есть и в нашем настроении, и в погоде, и во всей жизни нашей, постоянные метания между светом и тьмой».
За время антракта никто не потерялся – зрительный зал по-прежнему оживлен. Звучат первые такты «Концерта для виолончели с оркестром», солирует Валерий Казаков. На ум приходит забавное сравнение: последние две композиции похожи на образы Дали. Те же иррациональные ассоциации, тот же нескончаемый водопад эмоций.

«Испанский танец» мы ждали с нетерпением, ведь это оригинальное сочинение, не обработка. Каким будет испанский мотив авторства коренного украинца? Как оказалось, на диво аутентичным. Прозвучали все тонкости жизни мадридского двора, все оттенки романтики старых улочек и гитарных переборов, вся опасность и красота корриды.
Известные и любимые всем миром звуки «Карпатского концерта» наполнили зал атмосферой гуцульской рождественской мистерии: ароматы узвара и мороза, звуки хоры и веселых коломийок, и все это – с джазовыми, авангардными оттенками.

Если верить программке, концерт окончен, но Хобарт не может так просто отпустить зрителя. Старательно выговаривая украинские слова, он объявляет еще одну пьесу, сверх программы. Звучит «Мелодия», одна из самых знаменитых композиций маэстро, прозванная «духовным гимном Украины». Конечно, как же можно, играя Скорика, не сыграть её! Вживую она еще мягче и волшебнее, чем на записях. Сердце переполняет благость.

«Скорик – интересный, сильный композитор, в нем сочетаются разные стили и эпохи. У него яркий почерк. То, что он писал в 80-е и то, что пишет сейчас – это же совершенно разная музыка. А почерк все равно чувствуется, — рассказывает Хобарт Эрл, — Мы сегодня отыграли сложнейший концерт. Что интересно: «Диптих» и «Карпатский концерт» мы не играли много лет, кажется, с 96-го года. И, знаете, хотя трактовку мы с прошлого раза почти не меняли, я сейчас проникся этими произведениями совершенно по-другому. Переосмыслил на слух… Думаю, этот композитор точно войдет в историю»

композитор Мирослав Скорик

Этот же концерт сыграют в пятницу, 8 ноября, в 19:00. Побалуйте себя хорошей музыкой в осенний пятничный вечер, она стоит того, чтобы покинуть уютную домашнюю скорлупку. В кассах еще есть билеты.

 Фото: http://www.nsou.com.ua,

http://culturemeter.od.ua,

http://dumskaya.net,

http://www.day.kiev.ua


Читайте также