В репертуар Одесского оперного театра наконец-то вернулась одна из самых ярких и страстных пьес. Новая постановка «Кармен» получилась динамичной, напряженной и мистической. Почти четыре часа действия пролетают за несколько мгновений.
Открывается постановка пышными и жаркими испанскими напевами. За пультом – главный дирижер театра Александру Самоилэ. Под руководством маэстро оркестр легко переносит зрителя на рыночную площадь, залитую солнцем и вечерней пылью еще до того, как поднимется занавес. Новые ощущения музыкальный ряд принесет даже давним ценителям пьесы: в обновленной версии спектакля решили раскрыть купюры авторской партитуры, так что вместе с любимыми ариями и вступлениями прозвучат и малоизвестные отрывки.
Заслуженный художник Украины Станислав Зайцев подошел к оформлению сцены минималистично: актеры двигаются свободно, «по максимуму» используя те несколько предметов, что попали в их распоряжение. Декорации – легкие и ненавязчивые, оставляющие простор для фантазии зрителя. Отдельно стоит отметить оформление сцены третьего действия. Лагерь контрабандистов обрисован неясными линиями горных троп и отвесных скал, на заднем плане – распятие с печальной серо-синей фигурой Христа, создающей тревожное настроение, предчувствие неминуемой трагедии.
Балетмейстер Георгий Ковтун, заслуженный деятель искусств России (известный одесситам по мюзиклам «Вий» и «Степан Разин», которые идут в Русском театре — прим.ред) украсил оперу множеством хореографических жемчужин, благодаря которым смотреть ее будет интересно даже непривычным к классической опере людям. Среди вариаций на тему фламенко и цыганских танцев – несколько танцевальных этюдов в стиле современного балета, призванных выразить чувства Кармен, Хозе и Эскамильо.
Движения стремительные и страстные, на грани танца и акробатики. Безусловно, такие вставки повышают градус спектакля, делают его более динамичным, но и отвлекают от главного. Все же «Кармен» – это не балет, а опера. Человек способен концентрировать внимание лишь на одном из пяти чувств, причем зрение всегда доминирует. Наблюдая за зрелищным современным балетом, зрителю сложно будет удерживать внимание на слуховых впечатлениях, наслаждаться ариями и музыкой. Как недавно высказался один из известнейших басов современности Паата Бурчуладзе, «не стоит разбавлять оперу зрелищами. До оперы человек должен дорасти». Возможно, стоит все же «пить» оперу неразбавленной, а хореографические эксперименты, даже гениальные, оставить балету?
Дополнительных красок хореографической части добавляли костюмы, подобранные художницей по костюмам Еленой Лесниковой. Каждый цыганский наряд был уникален, при этом вместе табор смотрелся очень органично, как единая картина мозаики, противопоставляя свое буйство цвета и свободы серой дисциплине солдатских мундиров.
В последнее время Оперный театр взял курс на «омоложение» и динамичность, чтобы лучше соответствовать запросам современной аудитории. «Кармен» ставили согласно именно так – постановкой занимались признанные мэтры, а вот о страсти и любви пели молодые исполнители.
Екатерина Цымбалюк блестяще исполнила роль Кармен. Интересно, что эта же роль была её дебютной – в 2009 году Екатерина, тогда еще студентка Одесской национальной музыкальной академии, исполняла те же арии на сцене оперного театра, но под руководством нидерландца Берта Бийнена. В предпремьерном спектакле Екатерина сыграла обворожительную, страстную, демоническую Кармен – не просто самоуверенную красавицу, но цыганскую ведьму, умело играющую людскими сердцами. Замечательной находкой постановки стала алая шаль Кармен, символ, менявший свое значение на протяжении всей пьесы: от витка любовной магии до самой любви, от израненного сердца солдата Хозе до рокового пламени страсти и смерти.
Роль Хозе исполнил Александр Прокопович, известный одесской публике как минимум по рок-опере «Нить Ариадны», где он также пел одну из главных ролей – Тезея. Александр показал не только высокий уровень исполнения, но и впечатляющую актерскую игру. С ужасом он отбрасывает цветок Кармен, с тоской и нежностью принимает из рук Микаэлы письмо от матери, со страстью пытается доказать Кармен свою любовь. Движения его богаты, стремительны, широки. Став дезертиром, утратив привычный мир, он «ломается»: движения Хозе становятся медленными, скупыми, как будто вся его энергия уходит на черную ревность и ненависть, в которую превратилась дававшая ему силу любовь. Даже не слыша арий и не читая перевода, по одним движениям Александра зритель уже может понять, почувствовать происходящее на сцене.
Отдельное удовольствие для слуха – арии Микаэлы в исполнении Юлии Терещук. Чудесное полноцветное сопрано, Юлия исполнила свою роль с трепетом и нежностью. Пожалуй, именно такой Микаэлу и задумывал сам Бизе. Предположу, что самой Юлии близок такой тип тихой и мягкой любви – роль преданной Лиу из оперы «Турандот» она исполняет с такой же лаской, за которой чувствуется скрытая от мира страсть. Ревущий лесной пожар, спрятанный за тихим огоньком свечи.
Роль смелого тореадора, соперника Хозе в любви к ветреной Кармен, исполнил Вадим Черниговский. Вадим активно участвует в новых постановках театра, с удовольствием идет на эксперименты. В недавней пробной постановке оперы-буффы «Служанки-госпожи» он сыграл Уберто. Пришлось петь комедию, причем во французском фойе театра, прямо на лестнице, что обеспечило непривычную акустику и сложности в исполнении. И при этом еще – бросаться подушками и дурачиться прямо во время исполнения арий! В новой «Кармен» вызовы оказались скромнее: Вадиму нужно было только сыграть решительного влюбленного тореадора да сразиться с алыми бычьими головами, водруженными на велосипедные колеса. Получилось захватывающе.
Восхитительное сыграли актеры второго плана – горожане, цыгане, трактирщик. Город за спинами главных героев жил своей жизнью, не менее важной, чем та, что разворачивалась на первом плане. Это создавало мощное ощущение реальности всего происходящего, полное погружение в мир, созданный Бизе.
Спектакль длится 3,5 часа, в которые уместилось 4 действия и 2 антракта. Для непривычных к опере звучит пугающе, но уверяю: лучшее, что вы можете сделать со своим вечером – это посвятить его «Кармен». Единственное, о чем вы будете сожалеть после финальных оваций, так это о том, что «Кармен» — не сериал, и второй части не предвидится. Зато можно пойти на него еще раз – количество чудесных оперных вечеров ограничено только вашим желанием.
Премьерные показы «Кармен» пройдут 19-21 июня. Посмотреть спектакль в этом сезоне еще можно будет 25, 26 июня и 5 июля.