Без лишнего – этот показ, действительно, стал самым ярким событием кинофестиваля. Это сочетание, с одной стороны, внешней простоты и искренности, а с другой стороны, изобретательности и большого умения «всматриваться».
Вот мы видим самый известный фильм в истории человечества – «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота». Все знают этот знаменитый миф про перепуганных зрителей, вскакивающих со своих мест. Вот мы видим не менее известный «Выход рабочих с фабрики» — знакомый ракурс, знакомые люди, собака, велосипедисты. Всё? Нет, вот еще раз мы видим – этот же ракурс, знакомых людей, собаку, велосипедистов, и… что это такое – лошадь! Еще раз – вот рабочие, собака… о, вот кто-то взглянул прямо в камеру… вот велосипедисты и… две лошади! У знаменитого документального фильма есть несколько версий. Несколько версий? Он точно документальный? А точно ли документальный «Девочка и кот»? Вот сидит девочка, в милой шляпке, перед ней сидит упитанный пушистый кот, которому девочка из рук что-то пытается скармливать. Столько света в кадре… И композиция такая приятная. В ассоциациях всплывает имя Пьер-Огюста Ренуара. Как тут кот теряет интерес к девочке, и одним прыжком покидает кадр. Ничего не поделаешь, документальное кино… Но вдруг кто-то практически вбрасывает кота обратно в кадр – и девочка принимается вновь что-то скармливать характерному зверю, а разленившийся четвероногий требовательно впивается в детские руки когтями, чтоб даже не тянуться за предлагаемой едой. Девочка почти плачет, кот с аппетитом наедается – режиссер доснимает последние секунды фильма. Или вот – «Разрушение стены». Рабочие молотят по хлипкой стене, толкают, она валится, кто-то продолжает добивать развалины. Всё предельно просто. И даже скучно – если б не главная деталь. Братья Люмьер показывали этот фильм «задом наперед», проматывая кадры в обратном порядке – и на глазах у неискушенной публики развалины меньше чем за минуту превращались в целую стену. В этой, казалось бы, простоте заключается самая волшебная способность кино – соединять время и пространства. И для этого вовсе не обязательны дорогие спецэффекты и техники – просто камера и свободное воображение режиссера. Как и для того, чтоб интересно рассказать про фильм, порой, достаточно просто быть очарованным кино и открытым к деталям.
2. «Моя мать», реж. Нанни Моретти
Куда денутся все наши любимые книги, когда нас не станет? Наши привычки, знания, труды, навыки, фильмы, которые мы любили, и которые мы сняли? Где останется это все? Как удержать наших близких рядом, продлить время с ними? Где потом найти их след, как его сберечь?
«Моя мать», с одной стороны, невероятно грустный фильм о потерях и о страхах, что память, возможно, самое хрупкое, чем обладает человек. С другой стороны, это очень чувственный и деликатный фильм о том, что однажды, когда за плечами уже будет какой-то пройденный путь, ты обнаруживаешь себя затерянным и не знаешь, куда идти дальше. Ты снимаешь свой очередной фильм, но больше всего боишься, что он станет скучным повторением всего, что ты уже успела высказать раньше. У тебя есть хорошая семья, есть дочь, взрослеющая, влюбляющаяся, и стесняющаяся тебе рассказывать о своих личных переживаниях. Твоя мама все больше стала уставать, попала в больницу – врачи не говорят ничего конкретного, но все же будет хорошо, так ведь?.. Но что значит «хорошо»? Время нельзя остановить на месте – твоя дочь не перестанет взрослеть и отдаляться от тебя, а твоя мама не помолодеет и не пустится со своими прежними студентами в какое-то очередное путешествие. Единственным событием фильма становится то самое страшное, чего боялась героиня – мама покидает этот мир. При всем этом Моретти снял очень теплый фильм – здесь нет надрывных истерик, режиссер не старается выдавить слезу и жалость из зрителя. Это просто такое тихое выражение того, что очень сложно облачить в слова.
Зачем всю жизнь собирать свою библиотеку, если потом эти полки кто-то будет вынужден разбирать? Зачем продолжать карьеру, если это все развеется как дым по ветру? Зачем учить мертвые языки, если на них уже никто не общается? Просто только так можно смотреть в завтра.