Заметки

Опера — искусство для всех: «Театр Нового Поколения» показал свою историю любви

12 Апр , 2016  

«Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу!..» – это откуда-то из детства, из телевизора, пародия от эстонской группы «Апельсин».

Можно ли полюбить оперу? Не знаю, мне однажды кто-то сказал, что для этого нужны «правильно настроенные уши». Когда-то, будучи студенткой, попала на «Травиату» в наш одесский оперный театр, и мне очень понравилось, но иногда я просто закрывала глаза, чтобы только слушать, а не смотретьи открывала только, когда начинала петь Виолетта. Некоторые вещи на сцене очень раздражали. Потом ходила еще, смотрела разные спектакли, но мне быстро стало скучно. Подумалось, что у меня – не те уши…

Сейчас – все изменилось. И в Одессе можно найти, что посмотреть и послушать. Но – изменилось время и зрители.

Опера – искусство, сложное для современного зрителя. «Виноваты» в этом и сами зрители, привыкшие к другому темпу восприятия информации, и оперные театры, не готовые изменяться. Нечасто можно посмотреть и послушать современную постановку классической оперы, особенно если живешь не в столице, где режиссеры чаще не боятся рисковать.

Если посмотреть в Ютубе постановки зарубежных театров, то можно найти очень нестандартные постановки – не в смысле эксперимента, а в смысле «оживления» героев, сюжета. Одесский оперный театр вроде бы начал пытаться находить необычные решения («Любовный напиток», «Служанка-госпожа», одна из «Турандот» — да, у нас идут две «Турандот», и это прекрасно!), но в большинстве своем там ставят «канонические» постановки (цитирую слова из пресс-релиза по опере «Князь Игорь»). Попытка необычно поставить «Кармен» вылилась в обычный оперный спектакль – качественный, но обычный, хотя по сравнению с некоторыми другими спектаклями оперного театра – новаторский.

А еще есть проблема занятости оперных певцов – в оперном театре большая труппа, но она не резиновая, и ролей на всех желающих не хватит… Музыкальная академия каждый год выпускает курс оперных исполнителей, но отнюдь не все из этих талантливых мальчиков и девочек попадут в наш академический театр. Что делать?

Ответ есть: продолжать петь, найти единомышленников, создать свой оперный театр.

«Театр Нового Поколения» — так назвала себя группа выпускников и студентов консерватории, когда выпустила первый спектакль по Джорджу Гершвину. А нынешней весной в Доме клоунов прошла премьера нового спектакля «История Любви. Перформанс для оперы и Facebook’а» (режиссер Влад Маслов). Помогла осуществить эту постановку Лариса Лобода, доцент кафедры сольного пения Одесской национальной музыкальной академии.

…Это было несколько наивное театральное действо – молодые актеры пели арии из опер, волновались, их трепет и волнение передавались залу. Может быть, так и надо слушать оперу – когда актеры поют и волнуются, когда каждое слово – на немецком или итальянском – понятно без субтитров и программок с либретто? Может быть, когда актеры молоды, и опыта у них еще, конечно, мало, и они не очень умеют себя правильно преподнести, — но сохраняется в их исполнении та искра, которая заставляет сердца зрителей тоже волноваться?

Мне почему-то это в последнее время это очень важно – когда на сцене все спокойно, я «засыпаю», иногда – реально засыпаю, мои друзья и коллеги это знают, и мы об этом часто шутим. А в субботу на этом наивном спектакле было действительно душевно, даже если исполнение было ученически старательным, без внешнего блеска. Наверное, потому что этим ребятам еще не надоело выходить на сцену. И их любовь к пению так искренна, что мы, слушая, как поют молодые певцы, радовались искусно спетой фразе, чистому голосу, удачной актерской игре.

Это очень важно, чтобы оперные актеры помнили, что они – прежде всего – актеры. Это очень важно. Потому что двадцать первый век уже, в конце концов, а на сцене академического театра  часто поют так, будто это концерт, а не спектакль.

Поэтому пусть будет много оперных театров, и у них будет много зрителей, и опера станет для этих зрителей откровением, как и должно быть. И мы – зрители – оторвемся от фэйсбука, инстаграма, твиттера с вайбером. Как персонажи спектакля «История любви». Оторваться от телефонов и интернета – чтобы увидеть и услышать рядом другого человека, чтобы влюбиться наконец! И в оперу – тоже влюбимся! Она того стоит…

А сейчас я сижу и  вспоминаю, как пели дуэт из «Волшебной флейты» Тина Чиквинидзе и Андрей Малинич (Папагена и Папагено) – старательно и при этом с юмором, как современно прозвучал другой дуэт – Неморино и Адины из «Любовного напитка» в исполнении Виктора Мельника и Алёны Любавиной, как страстна была Екатерина Мысь, как очаровательна была Гаяне Арутюнян – изящно, раскованно!.. Все актеры театра были хороши: и Андрей Сакара, и Гаяне Арутюнян, и Алина Кожухаренко. Аккомпанемент, кстати, был «живой» – на пианино играла Ольга Чистова. И я начинаю уже мечтать, чтобы у Театра Нового Поколения появился в соучастниках инструментальный ансамбль – консерватория у нас богата талантами…

Поэтому хочется пожелать театру (художественный руководитель Гаяне Арутюнян): не останавливайтесь! Звучите легко и непринужденно! Будьте!..

Фото взяты из фэйсбука – со страницы театра, спасибо фэйсбуку и театру))

,