«Утиная охота» Александра Вампилова – одна из тех пьес, которые живут длиной жизнью. Написанная в 1967 году, трудно допустимая в советское время на сцену, экранизированная и невыпущенная к зрителю («Отпуск в сентябре» В. Мельникова), «Утиная охота» стала мерилом режиссерской зрелости. Но пьеса эта очень «коварна» — при всей кажущейся простоте и театральности ставить её очень трудно. До неё нужно «дорасти». И при этом неважно, сколько лет режиссеру. Может быть, действительно, стоит ставить «Гамлета» и «Утиную охоту» тем, кто еще не начал бояться неудач. И тогда может получиться что-то стоящее…
В Одесском украинском театре имени Васылько – премьера. «Последний день лета» в постановке Ивана Урывского, молодого режиссера, успевшего поставить здесь же «Тени забытых предков» М. Коцюбинского, сформировавшего свою команду единомышленников, и, на счастье Одессы, зачисленного в штат театра. Хочется верить, что Иван еще многое сумеет сделать на сцене этого театра, планы у театра на него – большие.
«Последний день лета» — это квинтэссенция «Утиной охоты». Урывский сократил текст пьесы, оставил только самые важные, на его взгляд, ключевые диалоги, хореограф театра Павел Ивлюшкин наполнил диалоги пластическим содержимым, пьеса стала очень жесткой и проявилась ее многослойность. Остался каркас – Виктор Зилов, внешне вполне успешный мужчина, в душе которого творится ад. Ни богу свечка, ни черту кочерга. При этом на работе у него все вроде прекрасно, его ценят. В личной жизни – наверное, тоже в порядке, Зилова любят женщины: и бывшая жена, и любовница, и невеста. Что же ему надо? Поехать на утиную охоту. Уже и ружье есть. И сентябрь – уже завтра. Пора ехать. Вот разберется с личными делами, и сразу же поедет…
Урывский сказал на пресс-конференции: «…Надо сделать, иначе не успокоиться!..» Вампиловская пьеса «цепляет», когда читаешь, или совсем «не цепляет». В случае Урывского – видно, что очень «цепляет». Неважно, в каком году написана пьеса. Важно, что она остается современной, что лечит больные души, пытаясь разобраться, что такое честь и честность, достоинство и предательство, дружба и любовь. Как получилось, что из хорошего человка Вити Зилова получился такой дрянной человек? Почему? И есть ли у него выход?
Режиссер погружает персонажи в странный мир – полуреальность, полусон. Маленький зал «Сцены 38» затянут темными драпировками. Только стулья для зрителей и большой стол, накрытый белой скатертью, на площадке. И этот стол становится частью этого темного и мрачного сна Зилова. Музыка – нервная и очень живая – заставляет героев двигаться хореографически слитно. Мурашки бегут по спине, когда видишь эти символичные движения, как Хор в древнегреческом театре, который молча комментирует и объясняет душевные перипетии главного героя. Спасибо Ивлюшкину, что не было «глупых» и «дежурных» движений.
Богдан Паршаков в роли Зилова – красавец с тоскливыми глазами. Онегин. Печорин. «Лишний человек».
Гротескный персонаж Игоря Геращенко – как из советского прошлого.
Хищная и несчастная Вера – Виктория Остапенко.
Искренняя, нежная Галина в исполнении Марины Климовой.
Светящаяся от счастья жить и любить Ирина – Юля Амелькина.
Прагматичная героиня Юлии Харчук.
Великолепное решение диалога Зилова с Галиной, а затем с Ириной. Героини – как птицы – чайки? утки? – одни крылья сменяются другими, свитер сам снимется с одной и наденется на другую – как спецодежда…
Зилов-Паршаков посмотрит на вас глазами умирающей собаки и продолжит жить как жил. Очень временами напоминая героя фильма Балаяна «Полеты во сне и наяву».
Спектакль Урывского вообще будит очень много воспоминаний и вызывает массу ассоциаций. Он многослоен, как и пьеса Александра Вампилова.
Очень сильно действует этот спектакль. Смотрится на одном дыхании. Иногда некогда даже дышать. Мы ушли из зала другими. И спускаясь вниз по ступенькам, было трудно разговаривать – об обычном. Хотелось помолчать – о вечном, наверное. До сих пор трудно дышать, когда вспоминаю, как падала на стол, плача, Галина, как смотрела на нас со стола Ирина, беззащитно и отчаянно… Не наступите, пожалуйста, на утку, когда будете выходить из зала…
Надо смотреть. Жаль, что мест мало – всего тридцать восемь. Ближайшие спектакли пройдут 21-го и 23-го февраля.