Фильмы специальной программы Одесского международного кинофестиваля о роли гражданского общества «Путь к свободе» с самого первого дня показов собирают переполненные залы. Картина, про которую пойдет речь, не стала исключением. Правда, в этот раз среди зрителей собралось особенно много девушек. Очень разных девушек. Наверное, все они хотели понять для себя, что же на самом деле представляет собой организация Femen. И полнометражная документальная картина «Я — Femen» (Швейцария, Украина, 2014) как раз и должна помочь интересующимся расставить все точки над «і».
Швейцарский режиссер Алан Марго снимал этот фильм на протяжении трех лет. В результате получился кинопортрет одной активистки и одновременно портрет одиозной феминистской организации. Главная героиня — Оксана Шачко — стояла у истоков Femen и продолжает принимать непосредственное участие в большинстве небезызвестных топлесс-протестах. «Я — Femen» – это в основном ее история, но в контексте истории и развития организации. «Только на втором году существования мы начали оголять грудь, – рассказывает Оксана с экрана. Это была ступень определенной радикализации нашей деятельности».
О скандальных акциях этих девушек знают многие, даже те, кто особо не смотрит телевизор. А вот немногим удавалось подсмотреть, как происходят их собрания, понаблюдать, как Оксана Шачко по ночам делает декорации для очередного выступления или отдыхает, рисуя иконы (прим. – активистка в детстве закончила художественную школу и курсы иконописи, и даже хотела уйти в монастырь) или то, как сестры Александра и Инна Шевченко со слезами на глазах обсуждают возможность своего ареста и первым делом волнуются за родителей. Фильм дает такую возможность.
К швейцарцу за эти три года девушки очень привыкли, он фиксировал на пленку множество акций феминисток, беседовал с девушками в непринужденной атмосфере, ездил с ними на встречи и допросы. Центральной фигурой своей работы он сделал именно Оксану Шачко потому, что она тоже художник и творческая личность. Именно Оксана отвечает за арт-составляющую всех перформансов. Ее энтузиазм и необычный подход поразил и вдохновил режиссёра. Ведь она, как следует из фильма, ночи напролет может придумывать идеи для масок, костюмов, плакатов и другого реквизита, чтобы акция не прошла незамеченной, и удалось привлечь внимание к проблемам насилия, проституции, коррупции. Невероятно особенным оказалось музыкальное сопровождение. Сперва съемочная группа хотела добавить в фильм народные песни, также была идея, связанная с творчеством Алины Орловой. Но права на использование этой музыки получить
не удалось. «Возможно, из-за того, что это кино о Femen, не знаю», — улыбается режиссер. В результате Алан нашёл у себя же на Родине, в Швейцарии, русскую эмигрантку Кристину Яковлеву, которая тонко прочувствовала задумку и своей нежной музыкой оттенила весь радикализм и провокативность, показанную в фильме. «Буду, как волк. Буду, как львица. Разоблачу их наглые лица», — поется проникновенным голосом в одном из саундтреков. На презентацию и показ в Одессу приехало несколько участниц Femen. Одна из них даже сделала коронный номер феминистского движения – оголила грудь перед входом в кинотеатр «Родина». Там же проводилась и другая акция протеста «Сенцов живи» от одесского активиста Евгения Довлатова, который представился представителем Femen. Но столичные гостьи открестились от причастия к этому перформансу, обозначив, что Довлатов не имеет к ним никакого отношения.
Показ посетила также и основательница организации Анна Гуцол, которая уже некоторое время живет заграницей. Сама же Оксана Шачко вместе с другими активистами уже год, как в статусе политической беженки находится во Франции. Как заявляют девушки, в Украине их преследуют и угрожают. Но без дела они и там не остались. За это время украинки создали Femen France и развивают свою сеть в Европе.
«Мы намерены возобновить активную деятельность в Украине, – заявила после презентации фильма Анна Гуцол, чем вызвала аплодисменты в зале. – У тебя есть твоя грудь, одевай венок, бери плакат и отстаивай свои права!».