-
Наши авторы
- Михаил Штекель
- Марианна Подя
- Юля Коваленко
- Лилия Штекель
- Станислав Кинка
- Музей западного и восточного искусства
- Андрей Федотов
- Татьяна Бербат
- Александра Андреева
- Марина Чиянова
- Николай Яковенко
- Дмитрий Остапов
- Odessa Photo Fest
- Художественный музей
- Регина Орехова
- Анастасия Суворова
- Анна Волкомор
- Вера Савченко
- Дом Блещунова
- Даша Куприянова
- "Красный Квадрат"
- Ася Блажевская
- Ира Тищенко
- Александр Ю.
- Татьяна Суворова
Музей Блещунова — виртуальная экскурсия пятилетней давности
Несколько лет назад я работал в муниципальном музее личных коллекций имени А.В.Блещунова. Взяли меня туда сразу после университета, в сентябре, а уже в ноябре я стал аспирантом ОНПУ. В общем, работал я там недолго, а сделать успел то, чем до сих пор иногда горжусь — ЖЖ-сообщество музея. Это был сентябрь 2007 года и Контакт еще не успел стать синонимом слова «домашняя страница».
Ниже я выкладываю один из своих старых ЖЖ-постов про музей — виртуальную экскурсию. Фотографии небольшие, так что одесситам я настоятельно рекомендую просто сходить в музей (улица Польская, 19). Тут он представлен ВКонтакте, а тут в Facebook.
Хочу рассказать вам об одном одесском музее, в котором я не так давно работаю. Его полное название: «Муниципальный музей личных коллекций им. А. В. Блещунова».
Музей небольшой, состоит из коллекции, собранной одним человеком за всю свою долгую и наполненную жизнь. Можно долго рассказывать о биографии Александра Владимировича Блещунова, но сегодня я лучше расскажу о собранных им вещах. Его будто завораживали предметы-свидетели уходящих эпох. Он никогда не называл себя коллекционером, но собирателем. В его коллекции уникальные образцы мейсенского фарфора и монгольские иконы-танка, европейские веера и китайская ширма коромандельского лака. И такова экспозиция нашего музея – разнообразная, разделенная лишь по территориальному признаку.
Экскурсия всегда начинается с мемориальной комнаты, в которой когда-то жил сам Блещунов. Музей был открыт 28 января 1989 г. при поддержке одного из учеников Блещунова-альпиниста, мэра Одессы Валентина Симоненко.
Письмо академика Лихачева в поддержку первого в СССР музея личных коллекций.
Перед вами портреты Александра Владимировича и его учеников.
Его письменный стол-бюро, над которым висят образцы европейской живописи XIX века, в том числе портрет бабушки Блещунова – Франсуазы Дюрю.
Альпинистское снаряжение.
Гимнастерка участника ВОВ Александра Блещунова
Орден Эдельвейса – вручается за большой вклад в дело альпинизма
Самый большой экспонат зала – шкаф псевдо-мавританского стиля (II половина XIX века)
История об одном из самых древних экспонатов музея (http://community.livejournal.com/blesc
Перейдем в зал русской старины.
Сразу возле входа – образцы русского фарфора (Императорский, Гарднера, Кузнецова и других заводов) и стекла (заводы Мальцевых и Дядькова).
Крупнее. Красный сосуд – походный. Графин, стакан и пробка вместе.
Фарфор. Две фигурки – герои Гоголя и Чехова. Узнаете?
Еще фарфор. Просто фигурки :).
Лев – замечательный образчик продукции русского чугунного завода города Касли (Урал).
Шкафчик с бисероплетением и бисеро-вышиванием.
Вышивка крупно. Рукоделие с использованием бисера – традиционное занятие русских красавиц. Конечно, не только русских. Вообще, бисер известен со времен фараонов. В Европе расцвета достиг благодаря Венеции – производителю стекла. Из Европы пришел в Россию.
Посудный шкаф «под Буля». Богато отделан бронзой, тонированным черепаховым панцирем.
Шкафчик с мужскими «штучками»
Курительные принадлежности.
Трость. Градусник в футляре. Тарелочка для косточек, извлеченных из рыбы. Подушечка для полировки ногтей и лопатка для раскрывания устриц.
В зале буддистского востока нас встречают две ширмы. Японская – черного шелка, отреставрированная художницей Элеонорой Стояновой, …
… и китайская — коромандельского лака. Подобная ширма на территории xUSSR есть только в Эрмитаже. Ее возраст примерно 350 лет.
Свитки – живопись буддистского востока. Но надо учитывать, что свитки не висели на стенах подобно картинам. Их вешали в определенные дни года, давая им остальное время на «отдых» от людских глаз.
В одной из витрин уютно расположились буддистские статуэтки, а на нижних полках ритуальные предметы из монгольских монастырей, включая доски для печати икон-танка.
Перед вами две статуэтки бога Хотея – японский бог счастья и достатка. При встрече его было необходимо накормить. Первая статуэтка из мыльного камня, вторая из слоновой кости. Кстати, чтобы сделать слоновую кость мягкой, ее необходимо было вымачивать месяцами в молоке.
Рассказ об одном из божеств буддистского пантеона здесь
Следующая витрина
В ней вы можете увидеть перегородчатую эмаль, флакончики для нюхательного табака из различных материалов, изделия из слоновой кости и многое другое.
Перегородчатая эмаль – сложный, но очень эффектный способ изготовления посуды, шкатулок и прочих предметов прикладного искусства. На металлическом чайнике (например) вылепливается тончайшей проволокой контур рисунка. Потом изделие покрывается эмалями разных цветов и полируется. Работа столь тонкая, что похожа на керамику.
Флакончики для нюхательного табака. Двухслойное стекло, лак, фарфор, полудрагоценные камни
Слоновая кость. Оправы для зеркал.
И наконец фарфор Японии и Китая.
Верхняя полка – японский фарфор для экспорта в Европу. Полихромный, с позолотой.
А вот образцы Китая. Подставка для кисточек (XV-XVI век)
Фарфор «рисовое зернышко». Перед обжигом в мягкий еще фарфор вдавливались зернышки, которые при обжиге сгорали. Затем изделие покрывалось глазурью. Вот результат – тонкие стенки кажутся просто воздушными.
Зал Западной Европы. Нас встречает громадное зеркало (1300х1500 мм) в резной деревянной раме.
Если уж мы говорили о фарфоре, то вот и европейский. Первая мануфактура, Мейсен. Так называемая, «китайщина». Фарфор в Европе был открыт только в 1708 году и вначале он делался «под китайский». Эти экспонаты – свидетели первых шагов европейского фарфора.
Немного более поздние изделия. Гербовые тарелки.
На стене — синяя посуда. Это результаты творчества английского искателя фарфора – Веджвуда. Веджвуд знаменит своим фаянсом, лучшим фаянсом Европы. Перед нами фамильный сервиз семьи Блещуновых. А над ним различные изделия фарфоровых мануфактур XVIII в.
На верхней полке следующей витрины – европейское стекло.
Обратите особое внимание сюда. Венецианская техника миллефиори.
Еще одна техника обработки стекла. Травление кислотой. Стекло для этого делают многослойным и разноцветным. При обработке мастер вытравливает его до нужного слоя, использую трафарет.
Два любопытных фарфоровых экспоната – чашка для усатых мужчин…
… и дорожное блюдце. Чтобы чашка не выпрыгивала, когда кареты подпрыгивает на ухабах.
В зале Западной Европы представлены ювелирные украшения. Также здесь вы можете увидеть ложечки, пряжки и узкий сдвоенный предмет с цепочкой. Это серебряная зубочистка.
Венчает зал Западной Европы мини-экспозиция печатей
Рассказ об одной из печатей
Теперь мы направляемся в зал «Украина». По пути взглянем на картины ученика Рериха Б.А. Смирнова-Русецкого.
Перед нами тканые (!) рушники. Обычно рушники вышиваются. Эти же ткались. Самые старые содержат только два цвета – красный и белый. Чем больше цветов, тем моложе рушник.
На другой стене – народные иконы. Они написаны не по канонам, не всегда на досках, но всегда с душой.
Перед вами курительные трубки. Все они отвоеваны в бою у солдат Крымского ханства или Оттоманской империи, являлись военными трофеями запорожских казаков. XVI-XVIII вв.
Сорочка, вышитая гуцульской девушкой в приданое. На ней бисерные «фенечки» также привезенные с Прикарпатья.
Керамика. Издавна два города на Украине славились своей керамической продукцией – Косово и Опошня. Опошню даже Афинами украинской керамики называли, настолько необычной и прекрасной были предметы, изготовленные ее жителями.
И, наконец, предметы быта. Ткацкий станок, поясная кружка и ступка для растирания сала с солью и чесноком. Традиционная украинская кухня, что сказать.
Зал «Мусульманский восток».
Персидский ковер «Сад Жизни», XVIII век.
Узбекское сюзане – шелквовый вышитый ковер.
Курульное кресло. На нем сидели ОЧ важные лица. Остальные сидели на коврах или подушках.
Зал «Одессика». На заднем фоне – фисгармония.
Работы одесских художников.
Витрина, посвященная роду Фальц-Фейнов – основателям заповедника Аскания-Нова, бывшим владельцам одного из красивейших домов Одессы.
Работы художника М. Потапова. Сам он думал, что в прошлой жизни был живописцем при дворе Тутанхамона. Персонажей египетской истории изображал в египетском цикле живописи. Расписал Успенский собор мужского монастыря Одессы.
Скульптура работы Г. Цомакиона – одесского врача, профессора медицины. В данной работе изобразил жену Марфу.
Последний зал экспозиции – «Христианство»
Наша область известна своими старообрядческими общинами, в частности общинами липован. Именно их иконы преобладают в коллекции музея.
Одна из самых популярных икон у старообрядцев – «Покрова Богоматери»
Замечательная подборка складней – походных икон и образов. Были популярны среди русских купцов.
Небольшое собрание лампад и одно кадило. Моя любимая – белая с синим смайликом
Издания на библейскую тему. Например, известнейший альбом с иллюстрациями Густава Доре.
И самый печальный экспонат в зале. Колокола, привезенные Блещунову друзьями-альпинистами с экспедиции на Западную Украину. На колоколах имена тех, кто не вернулся с очередной вершины.
И, наконец, наша постоянная выставка «Дамская гостиная». Здесь собраны предметы этикета и светской жизни XVIII-XIX веков.
Наш музей всегда был известен в первую очередь своими веерами. Так что, любуйтесь:
Небольшой сервиз на двоих. Чашечки для кофе, рюмочки для ликера и вазочка для маленького букета.
Детский сервиз. С самого раннего возраста девочки учились манерам и этикету на примере таких сервизов
Обязательный спутник салонов – игры. Например, карты.
И напоследок. Хозяин нашего дамского салона – Александр I. Изображен под Древний Рим, на голове — венец победителя. Изваян, по видимому, к победе над Наполеоном.
Приходите к нам в гости.