- Выехали, но погодка ужс. За городом главное, чтобы все ок. #ОДЕССКИЙ #Дождь #Odessa #rain http://t.co/RK9ftYFgBF
14 minutes agoreply | follow rlasuriaПодарила себе радость и снова от Юдашкина)) #обувь #fashion #я #me #happy #подарок #одесса #odessa… http://t.co/MelnhpbBHF
22 minutes agoreply | follow LenatytMudstripper Technician - Texas State Job Bank (ODESSA, TX) Job (Odessa, TX) http://t.co/htqkXej76a #job #jobs #Odessa
32 minutes agoreply | follow ZillionJobsПодарила себе радость и снова от Юдашкина)) #обувь #fashion #я #me #happy #подарок #одесса #odessa… http://t.co/OojVSJcqeg
33 minutes agoreply | follow LenatytSALES REPRESENTATIVE - Texas State Job Bank (ODESSA, TX) Job (Odessa, TX) http://t.co/nxKZl6qFAm #job #jobs #tx #texas #Odessa
34 minutes agoreply | follow TexasJobFeed#_ua @KyivPost morning headlines. Journalist attacker Titushko released on bail, #shakhtar beats #odessa... http://t.co/WV0LzoYBKA
1 hour agoreply | follow twi_uaДеволановский спуск. Безлюдный кошмар в центре Одессы http://t.co/dh342kwxjz #Odessa http://t.co/e709hl7tEa
1 hour agoreply | follow alextumanoff@KyivPost morning headlines. Journalist attacker Titushko released on bail, #shakhtar beats #Odessa http://t.co/IXlc9ahW8T #Ukraine
2 hours agoreply | follow j_parus#Odessa #man #may #23 #happy #b_day #for #me #thank #mam #and #dad #love #you С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ КАРАПУЗ… http://t.co/4yIGF8Qe2n
2 hours agoreply | follow Kolesnikov23#Greganti #Penati I bad boys del #PD #Odessa
2 hours agoreply | follow MarinotomaRT @Marinotoma: Da #Penati una lezione di affidabilità e di fedeltà. #Odessa
2 hours agoreply | follow andrea_viliotti“@Marinotoma: Da #Penati una lezione di affidabilità e di fedeltà. #Odessa”
2 hours agoreply | follow andrea_viliottiDa #Penati una lezione di affidabilità e di fedeltà. #Odessa
2 hours agoreply | follow Marinotoma#Odessa @ Залізничний вокзал «Одеса-Головна» / Odesa-Golovna Railway Station http://t.co/mlKa9mo2PQ
3 hours agoreply | follow andrewfLeaving beautiful #Odessa at end of our @theassociated #mission with @thejdc amazing time.
3 hours agoreply | follow DovBenShimonWatch #shakhtar 3-0 #Ch. #Odessa - 22nd May 2013 Goals , Highlights http://t.co/tN4MWN5PCk http://t.co/VgwyIPPW62
3 hours agoreply | follow GoalsPWPromenenade in #Odessa #Ukraine http://t.co/qO93NBdo4S
3 hours agoreply | follow ReinhardAustrupwanna go back - #Odessa #Ukraine http://t.co/KfecihdiuS
3 hours agoreply | follow ReinhardAustrup@babirovArzu Ukraynadan gelen sokoladlarim:) #ireli #asaif #azerbaijan #Ukraine #Samuforum #Odessa #aztwi http://t.co/jTyOrD3Cub
3 hours agoreply | follow nargizgurbaniRT @KazakyFanClub: 24 Мая Концерт KAZAKY в Ибица, Пляж Аркадия, 2 #Odessa #Ukraine #Одесса #Украина #концерт #Kazaky #club #вечеринка http://t.co/zhy5oFBn2l
6 hours agoreply | follow AlenaTimonova
“В тумане” счастья своего. Лучший фильм ОМКФ по версии жюри.
Здесь мог бы быть эпиграф:
«Тем, кто не видит, не нужно света».
Морис Метерлинк «Слепые»
Но его нет.
« …? »
Откровенно говоря, для меня главной проблемой «В тумане» был, на первый взгляд, странный вопрос – как его смотреть? После своего дебютного игрового фильма Сергей Лозница стал едва ли не синонимом новой российской киноволны. Эмоциональный слепок реальности, без строгой фабулы и нарратива: «Счастье мое» – по праву, филигранная работа. Но опасность ситуации заключается в том, что последующие фильмы Лозницы попадают в тень его игрового кинодебюта. И в том смысле, что «Счастье мое» становится «оптикой», сквозь которую незаметно соблазняешься смотреть «В тумане», и в том смысле, что попросту срабатывает авторитет фамилии режиссера.
Тут уместным был бы пассаж о том, что каждую картину надо смотреть без излишних предрассудков, как уникальный текст искусства. Но это, как говорится, не тот случай – режиссер не играет по этим правилам. «В тумане» – фильм, созданный как раз из расчета, что его будут смотреть сквозь «Счастье мое». Как говорится, чувствуешь себя обведенной вокруг пальца.
Теперь, когда безапелляционное заявление сделано в самом начале, остается приступить к сухому киноразбору.
« “…” »
Литературная основа фильма – одноименная повесть Василя Быкова. На экране, как и на страницах книги, события происходят в военное время. В деревню приходят немецкие солдаты, и теперь каждый выживает, как может. Кто убегает в лес и присоединяется к партизанам, а кто надевает нацистскую форму и пособничает захватчикам. «Как правильно?» теперь не существует. Разворачивается главный драматический вопрос – как доказать, что ты не предатель.
Во всем этом узнается «Счастье мое». Жители далекой деревушки, как и герои «Счастья», оказываются лишенными какой-либо детерминации: некогда существовавшие координаты ценностей и культурных мотиваций теперь не просто исчезли, а выглядят наивно. «В тумане» вообще роль идеологии (коммунистической ли, нацистской ли) сведена на нет. Есть только деревня, в которой все друг друга знают. И есть чужаки, захватившие ее и нещадно убивающие непокорных жителей. Мир героев строится не по схеме «Мы – Враги» (где «мы» – это великий и могучий советский народ, а все, кто не с нами – «враги»), а по принципу «Я – Другой» (где Другой – это фактически каждый встречный, и на него накладывается презумпция предательства).
« …! »
В общем, все говорит о том, что «В тумане» продолжается разговор, начатый Лозницей в «Счастье моем». И в архитектурном, и в кинопоэтическом смыслах. Безупречно выверенные кадры, распадающийся хронотоп, герои, утратившие координаты культурных норм… Но в определенный момент ловишь себя на мысли, что ты не смотришь фильм здесь и сейчас, а «вписываешь» его в «Счастье мое», подменяя при этом впечатления и понимание происходящего на экране воспоминаниями о «Счастье». И вот тут начинаются проблемы.
« ¶… »
Абстрагируешься от всего, что связано со «Счастьем», по максимуму занимаешь позицию нейтрального зрителя – «В тумане» начинает казаться едва ли не дифирамбом человеческому достоинству. Герой Владимира Свирского, Сущеня, будто проявляет христианский гуманизм: на спине носит раненного партизана, который едва не убил его самого, обвинив в предательстве и вывив в лес на расстрел. А финальные кадры начинают проваливаться в пафос а-ля «умри, но останься верным своим принципам».
« …/… »
Очевидным выходом остается – принять правила игры Лозницы и смотреть «В тумане» в связи со «Счастьем моим». Но и тут происходит смещение. Как и «Счастье», так и «В тумане» – главным образом, картины об утрате ценностной детерминации и о том, как жить без правил. Однако, «Счастье мое» – актуальный слепок действительности, в котором герой – аффективный человек (как его определили критики), который в любой момент может совершить что угодно, вплоть до убийства. Иными словами, в «Счастье» потеря нормативных координат происходит «внутри» самого человека.
«В тумане», за разрушением культурных и социальных норм, у героев остаются личные ценностные ориентиры. Партизаны считают своим долгом мстить предателям (точнее, тем, кого они приняли за предателей – это важно). Сущеня вопреки всем обвинениям не только не переступает «на ту сторону зла», не только не защищается от обвинений в коллаборационизме, но и не мстит партизанам, решившим его убить. Да, презумпция предательства, которой руководствуются партизаны, действует как русская рулетка – по большому счету, кто на глаза попадется, тот и может быть принят за предателя. Но «народные мстители» потому и не аффективные герои, поскольку мстят – этот ценностный ориентир их и детерминирует. Помимо прочего, все это приводит еще и к тому, что развязка «В тумане» угадывается едва ли не с середины картины.
«___»
С вопроса о том, как жить, когда обнуляются координаты культурных норм, начатого еще в «Счастье моем», режиссер соскальзывает к проблеме личного выбора (есть соблазн уточнить – личного выбора по какую сторону зла находиться тебе). Шаг назад, по сравнению со «Счастьем моим».
Хоть под «оптикой» «Счастья моего» на фильм «В тумане» и проецируется проблема отсутствия ценностных ориентиров, на деле этот вопрос никаким образом на экране не артикулируется. Занять эту «смысловую дыру» и должны были воспоминания от «Счастья». Кавычки были открыты, но так и остались пустыми. Ну, или, скажем проще – заданная в «Счастье моем» дилемма здесь могла бы быть, но ее нет. А потому и эпиграф из «Слепых» Мориса Метерлинка к этой статье мог бы быть, но его нет.
Рассказать друзьям
Читайте также:
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.