Музей Западного и Восточного искусства открыл запасники для широкой публики

Выставка из запасников западного и восточного искусства

Одесский музей Западного и Восточного искусства предпринял уникальную, насколько мне известно, для нашего города попытку привлечь внимание к своей коллекции.

Ремонт в музее еще не закончился, но некоторые картины уже вывесили в залах. Причем не просто «некоторые». Это сухое слово плохо подходит для определения тех живописных и графических работ, которые специально для нашего визита достали из запасников.

Вообще, запасники – самое интересное место в музее. Экспозиция физически никогда не способна вместить всю коллекцию, а экскурсоводы не могут рассказать о ней полностью – к сожалению, законы времени действуют даже там, где их хотелось бы отменить.

Как сообщает в пресс-релизе сотрудница музея Татьяна Митник (кстати, спасибо ей за приглашение), это первая выставка за последний пять лет. В залах представили работы Поля Леруа (Франция), Франса Хальса (Голландия), Корнелиса Лелиенберга (Голландия), Питера Буля (Фландрия), Хендрика Моммерса (Голладия), Алессандро Маньяско (Италия) и Джованни Баттиста Пиранези (Италия).

Экскурсия начинается с главного зала музея на втором этаже – здесь экспонируются подарки музею и работы сотрудника музея Сергея Ильина. К сожалению, пройтись по всем залам я не смог – пришлось уходить на полпути на работу. Но даже те три-четыре зала, которые я посетил, это какой-то культурный must-have для любителей живописи.

Не тех, кому нравится современное искусство и перформансы, хотя они и прекрасны по-своему. Именно живописи.

Так, картину «Аман и Мордехай» французский художник Поль Леруа (неважно, что с одесскими корнями, это как раз совершенно не важно) написал в 24 года. Это монументальное полотно, которое можно очень долго рассматривать, вглядываться в детали, любоваться рисунком света и выражением лиц героев.

 

"Аман и Мордехай" Поль Леруа

“Аман и Мордехай” Поль Леруа

Прекрасна и небольшая картина «Натурщица», написанная в нежных тонах и легком «расфокусе», как сказали бы фотографы. Силуэт девушки окружает легкая дымка, изгиб ее тела наводит на мысли о том, что некоторые, даже отдыхая от позирования, продолжают играть.  Для кого?

 

"Натурщица" Поль Леруа

“Натурщица” Поль Леруа

"Конник с автопортрета Ван Дейка" Поль Леруа

“Конник с автопортрета Ван Дейка” Поль Леруа

Следующий зал – голландская и фламандская школы. Одну из стен украшают выдающиеся портреты кисти Франса Хальса. «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей». Между этими небольшими работами находится картина «Явление Аврааму трех ангелов» Хендрика Моммерса. Библейская тема трактуется художниками совершенно по-разному. Так, при общей реалистичности всех трех работ, портреты Хальса выглядят более обыденно, но  они же и более человечные.

 

"Евангелист Матфей" Франс Хальс

“Евангелист Матфей” Франс Хальс

"Евангелист Лука" Франс Хальс

“Евангелист Лука” Франс Хальс

Протестантизм сделал апостолов в первую очередь людьми – без нимбов и карающих мечей, зато постоянно стоящих перед сложными этическими задачами. Что делать в этой ситуации? Уж точно не ждать озарения свыше, а думать. Евангелист Лука изображен стареющим человеком – высокий лоб свидетельствует о большом уме, а рука под головой должна натолкнуть на мысль о том, как устал евангелист и как ему хочется обычной человеческой жизни.

В том же зале находится два натюрморта «малых голландцев» – «Завтрак»  Лелиенберга и «Натюрморт с попугаем» Буля. Я не уверен в том, что этих двух авторов в хрестоматиях относят к знаменитому направлению, но эпоха определенно та же.

Мало какие картины столь «телесны». Мало какие художники столь тщательно работают над фактурой. Говорят, что многие голландские живописцы поставили производство натюрмортов на поток и расплачивались ими, поэтому количество бытовой живописи тех лет буквально зашкаливает. Впрочем, нам же лучше – больше сохранилось.

"Натюрморт с попугаем" Питер Буль

“Натюрморт с попугаем” Питер Буль

 Картины голландских и фламандских мастеров как будто выпрыгивают из рам. Наполовину очищенный лимон хочется надкусить, а попугая погладить.

И, наконец, последний посещенный зал это офорты Пиронези. Перед нами около десятка работ с видами Вечного города – итальянской столицы. Гравюры сделаны в середине XVIII века – даже этого Рима уже не существует. Глядя на величественные развалины, начинаешь понимать, почему так называемые «титаны Возрождения» были итальянцами. Ведь  нельзя жить среди останков столь прекрасных зданий и не стать, например, платоником или ценителем античной скульптуры. Ведь она прямо перед глазами, ты можешь ее пощупать…

Джованни Баттиста Пиранези

Джованни Баттиста Пиранези

Сложно сегодня сказать, что из этих руин сохранилось в таком же виде – «Пантеон Агриппы», «Церковь Сан Джованни ин Латерано», «Форум Нервы», дворец Аква Феличе, «Храм Фортуны Вириле»…

"Мост Кастелло сан Анджело" Джованни Баттиста Пиранези

“Мост Кастелло сан Анджело” Джованни Баттиста Пиранези

Если вы соскучились по хорошей живописи и не боитесь потратить неопределенное количество времени перед картинами мастеров – сходите в музей. Работы того определено стоят.

И, наконец, те картины, на которые посмотреть “вживую” я уже не успел.

museum14_resize_resize

museum7_resize_resize


museum12_resize

museum10_resize

museum8_resizeфото: Марианна Подя

Рассказать друзьям

Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to Odnoklassniki

Читайте также:

Leave a Reply

Powered by WordPress | Designed by: diet | Thanks to lasik, online colleges and seo

Switch to our mobile site