Несколько слов о Вампилове и Шендеровиче.

SONY DSC

В Русском театре новый спектакль — «Двадцать минут с ангелом или Бляха-Муха». Сходил я на него с удовольствием, все-таки некоторые образы крайне узнаваемы. Даже спустя 50 лет Вампилов актуальности не потерял. Я даже понял, почему Анну Яблонскую постановщик «Террористов» Сергей Проскурня и искусствовед Михаил Рашковецкий ставят с ним в один ряд.
Интересной идеей было совместить две пьесы в одном спектакле. Я не помню такого в последние годы в Одессе и режиссерский ход Михаила Чумаченко можно смело назвать интересным.
Первый акт — «20 минут с ангелом» Вампилова, второй — «Бляха-Муха» Шендеровича. Спектакль начинается с советского гимна, несколько человек даже поднялись. Первые минуты первого акта приковывают внимание к сцене. Крикам и мучениям Михаила Дроботова, исполняющего роль одного из двух алкоголиков, веришь сразу. Пластика, голос, поведение, ошалелые глаза… Хорош и его «коллега», роль которого исполняет Борис Смирнов. Особенно радует советский внешний вид — пьяницы в костюмах и даже при галстуках.
Безрезультатно попытавшись занять денег у соседей, двое мучающихся похмельем граждан вдруг получают целых 100 рублей от простого прохожего. Почему незнакомый человек решил помочь им опохмелиться? Этот вопрос предстоит решать всей гостинице.

К сожалению, именно общая, финальная, сцена несколько провисает. На сцене вместе с такими опытными и интересными актерами как Олег Школьник, Наталья Дубровская, Михаил Дроботов и Борис Смирнов оказались двое молодых артистов — семейная пара, живущая в одном из номеров гостиницы. Может переволновались, а может просто слишком сильно чувствовался контраст, но актеры уж слишком явно недоигрывали. Они, опять же к сожалению, очень сильно выделялись внешним видом — в 60-е годы в Советском Союзе боюсь никто не знал о розовой кофточке или таком спортивном костюме. Исправив эту деталь, думаю, можно было бы сделать их более органичными в этой напряженной сцене.

Что касается второго акта, он несколько, на мой взгляд, уступает Вампилову. Некоторые шаги кажутся уж очень «в лоб». Образы, которые создают Школьник, Шкуратовский, Токарчук и Дубровская замечательны, но не складываются в единый концепт спектакля. Шендерович пишет об актуальной тенденции, но ее последствия намного более глубинны и серьезны, чем курьезность ситуации города-прародителя образа «бляхи-мухи».
Образы Вампилова универсальны, слабости героев не зависят от политической обстановки и времени. «Что такое добро?», — как будто спрашивает Вампилов? «Вам не противно», — интересуется Шендерович. Иронический посыл современного автора потрясающе воплощают Школьник, изображающий мэра городка, современного бюрократа, и Дубровская, которая пока мэр «пилит» бюджет, пытается выбить из него отопление. Действительно, народ и власть существуют как будто в параллельных вселенных — кто-то ворочает миллионами, а кто-то пытается не околеть в холодной квартире. Ситуация трагическая и чревата революциями, но то ли драматург не дотянул текст, то ли режиссер не сумел достучаться. В итоге второй акт, действительно очень забавный, превращается в набор гэгов.

Однозначно приятно, что в Одессе поставили не только последовательницу Вампилова, но и самого советского драматурга. Большинству он знаком только по фильмам «Отпуск в сентябре» и «Старший сын». Хотелось бы, конечно, отдельную и более глубокую постановку так трагически погибшего драматурга.

фото — Думская.net

Рассказать друзьям

Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to Odnoklassniki

Читайте также:

Leave a Reply

Powered by WordPress | Designed by: diet | Thanks to lasik, online colleges and seo