Архивы
- August 2013 (12)
- July 2013 (33)
- June 2013 (29)
- May 2013 (31)
- April 2013 (31)
- March 2013 (3)
- February 2013 (2)
- January 2013 (2)
- November 2012 (1)
- September 2012 (1)
- August 2012 (3)
- July 2012 (7)
- March 2012 (2)
- February 2012 (11)
- January 2012 (20)
- January 2011 (5)
Коррупция в польской полиции: интервью с экранизатором
Вначале успешный прокат в Польше, затем основная конкурсная программа Московского международного кинофестиваля, а теперь и участие в ОМКФ-2013. Именно тут нам повезло встретиться с режиссером и продюсером новой польской кинокартины «Автоинспекция» или «Дорожный патруль» (Drogówka) – Войтеком Смажовски. Войтек рассказал о том, зачем он снимает такое противоречивое кино, о государственной поддержке и о желании говорить правду.
Откуда у Вас возникла идея фильма «Автоинспекция»? Почему Вы вообще решили снимать такое кино?
Фильм, который я снимал до этого, был историческим, очень классическим (А.А. – фильм «Роза»). Так что я почувствовал, что теперь пришло время для новой свежей истории, рассказанной в очень современном стиле. А также, я давно хотел сделать фильм о коррупции, и вот, эти два фактора соединились.
То есть, Вы наблюдаете рост коррупции в Польше?
Ну, вообще-то основное правило коррупции в том, что бы ее не «видеть» (А. А. – открыто улыбается). Но она есть, была и будет, как в Польше, так и в остальном мире.
И как много времени у Вас ушло на сценарий «о том, чего не должны видеть»?
Идея создания фильма о дорожной полиции родилась у меня достаточно недавно. И, когда я взялся за сценарий, у меня на него ушел всего лишь год и мы сразу же приступили к съемкам.
Легко ли было найти продюсера, готового взяться за такую щекотливую тему?
Мне очень жаль это признавать, но я не могу сохранить анонимность в Польше (А.А. – опять улыбается). В моём случае это единый процесс работы – когда я начинаю работать над сценарием у меня уже есть продюсер, который за него возьмется.
Да, конечно, но ситуация в стране располагала к созданию и показу такого «откровенного» фильма или нет?
Скажем так, пока я работал над сценарием, никто не пытался меня убить или ограбить, и никто не оказывал на меня давление. У всех было ощущение, что этот фильм будет иметь коммерческий успех, и так оно в итоге и получилось.
Кстати, по поводу коммерческого потенциала: изначально был ли у Вас какой-то «коммерческий план» по продвижению фильма?
Я всегда снимаю авторское кино. На практике это означает, что под моим контролем находятся сценарий, съемка и монтаж. Но я очень трепетно отношусь к деньгам, которые тратятся на создание фильма.
Правда, для меня никогда в приоритете не находится бокс-офис, я хочу верить, что люди, которые идут на фильм смотрят на вещи также как и я, поэтому они идут на интересное кино. А в случае «Автоинспекции», такая аудитория должна быть значительно больше обширной. Потому, что все хотят увидеть этот фильм о полиции.
Как Вы искали «своих» актеров? Вы заставили их выглядеть очень правдиво, как Вы с ними работали?
У меня есть некое ощущение реальности игры актеров, поэтому в своих фильмах я ценю настоящее качество съемки. И поэтому я сотрудничаю только с лучшими актерами, которые подходят на эти роли. У меня есть некая договоренность с ними об их эмоциональном состоянии и о том характере и эмоциях, которые им предстоит сыграть. Моя работа это объяснить актеру мотивацию его персонажа, почему он поступает так, а не иначе. А потом они играют, а я отдыхаю.
То есть вы поощряете импровизацию актеров?
Я признаю, что я работаю с образованными и умными людьми и что они могут что-то привнести в созданный персонаж. Но импровизация возможна только иногда.
Некоторые люди называют Ваш фильм темным и мрачным.
Покажите мне людей, которые считают, что этот фильм светлый и добрый! Я бы очень хотел услышать, что они скажут. Он должен быть именно таким.
«Автоинспекция» был снят в документальном стиле. Это была Ваша изначальная идея или Вы к этому пришли в процессе работы?
Да, так все и задумывалось. Это пришло от съемок на мобильные телефоны и другие портативные камеры, собственно, именно с помощью таких записей мы и можем рассказать историю, которая происходит на улице. Поэтому, изначально это было прописано в сценарии. Но я люблю менять фактуру, качество картинки, поэтому были и съемки обычной камерой.
Насколько известно, Вы начали карьеру как оператор…
Да, так можно сказать. Собственно говоря, на съемках некоторые сцены снимал именно я, но вообще-то это коллективный труд всей съемочной команды.
Да, но я имела в виду, если вы начинали как оператор, то, как вы пришли к режиссуре?
Когда я был студентом, я быстро понял, что мне интереснее самостоятельно рассказывать истории. Но с другой стороны, изучая киносъемку, я понял, что с помощью этих знаний я легко могу разговаривать с оператором.
Мой операторский опыт помогает мне четко объяснять оператору, что я хочу получить и потом я абсолютно не вмешиваюсь в съемку. Ну и к тому же, я сотрудничаю с лучшими операторами, это тоже облегчает работу.
Насколько я знаю, картину уже показывали в Польше…
Да, ее посмотрел миллион человек.
Как они восприняли картину, так сказать «правду об их стране»?
Я думаю, что им понравилось. Но, несмотря на то, что фильм не персонализирован, люди все равно предпочли посчитать, что это история не о них.
Вы получили финансирование от государства?
Конечно!
То есть у Вас не было никаких проблем с получением денег на фильм дискредитирующий польскую полицию?
Я всего лишь режиссер. Всеми вопросами финансирования занимался Феликс (А.А. – один из продюсеров фильма Феликс Пастушак сидел рядом и работал нашим переводчиком. Для Войтека он переводил английские вопросы на польский и наоборот).
Феликс Постушак: проблем не было, но это благодаря статусу Войтека в Польше. Хотя должен сказать, что нам пришлось сменить название. Мы получили финансирование, но когда начался пред-продакшн, фотосъемка, мы поняли что нужно назвать фильм «7 дней». Это название совершенно не подходило фильму, но, тем не менее, оно нам было нужно для избежание проблем при сотрудничестве с полицией.
В Варшаве у нас были очень сложные съемки и, конечно же, нам были выделены необходимые полицейские силы, которые нас охраняли, присматривали, разрешали нам снимать в определенных местах, консультировали нас. И это все работало отлично именно потому, что на высшем уровне не было никаких сложностей с названием картины – в течении семи дней разворачиваются события, 7 персонажей, 7 основных сцен, ни у кого не возникало вопросов. Все было идеально. А потом мы вернули прежнее название. Так что все прошло хорошо.
Вы основывали рассказ на реальных историях или это чистой воды выдумка?
С одной стороны, можно сказать, что все истории в фильме реальны, однако в конце фильма есть текст, в котором говорится, что все персонажи и истории выдуманы. И этой идеи я и буду придерживаться (А.А. – смеется).
То есть, нет ни одного реального случая, который бы произошел с Вашими друзьями и лег в основу фильма?
Во время написания сценария и съемок я консультировался со многими полицейскими, которые до сих пор на службе или уже на пенсии, и каждый из них говорил, что нет невозможных историй. Но, все равно, все персонажи и истории выдуманы (А.А. – опять смеется, кажется лукавит).
В России и Украине люди обычно очень трепетно относятся к имиджу их страны на экране. Ваш же фильм не лучшим образом показывает Польшу и, возможно, отношение к ней изменится.
Прежде всего я делаю фильмы о том, что волнует меня, о том, что волнует современное общество. Каждый из моих фильмов так сказать «засовывал палку в муравейник» и пытался расшевелить проблему, поднять ее наверх. Поэтому «Автоинспекция» – это стандартный фильм для меня. То же можно сказать о моих ранних работах («Свадьба», «Роза», «Темный дом»).
Когда мы были готовы снимать фильм, в начале прошлого года, как раз возник финансовый скандал по поводу строительства дороги к Евро-2012. А две недели назад, когда мы были готовы к Московскому кинофестивалю, поднялся огромный секс-скандал, связанный с польской полицией; это было в новостях. Как видите, жизнь оказывает нам хорошую маркетинговую поддержку для показа фильма, хотя, конечно, такие новости не радуют.
А сейчас, так получается, что если возникает скандал, связанный с полицией, журналисты звонят мне и просят их проконсультировать или дать комментарии по поводу случившего, а я всего лишь режиссер, а не эксперт. Это странно (А.А. – удивленно пожимает плечами)
Ну и последний вопрос: что нам от Вас ожидать в ближайшем будущем?
Я как раз завершил съемки моего следующего фильма. Он будет об алкоголизме. Не только в Польше, так как это общая проблема – пьют и на Украине, и в России, и в Европе. Богатые и бедные, образованные и нет, но финал у всех всегда один.
Фильм снят и почти смонтирован. Он поставлен по роману современного польского писателя Jerzy Pilch “The Mighty angel” («Могучий ангел»). Надеюсь, скоро он выйдет на экраны.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.