Коррупция в польской полиции: интервью с экранизатором

W_Smarzowski

Вначале успешный прокат в Польше, затем основная конкурсная программа Московского международного кинофестиваля, а теперь и участие в ОМКФ-2013. Именно тут нам повезло встретиться с режиссером и продюсером новой польской кинокартины «Автоинспекция» или «Дорожный патруль» (Drogówka) – Войтеком Смажовски. Войтек рассказал о том, зачем он снимает такое противоречивое кино, о государственной поддержке и о желании говорить правду.

Откуда у Вас возникла идея фильма «Автоинспекция»? Почему Вы вообще решили снимать такое кино?

Фильм, который я снимал до этого, был историческим, очень классическим (А.А. – фильм «Роза»). Так что я почувствовал, что теперь пришло время для новой свежей истории, рассказанной в очень современном стиле. А также, я давно хотел сделать фильм о коррупции, и вот, эти два фактора соединились.

То есть, Вы наблюдаете рост коррупции в Польше?

Ну, вообще-то основное правило коррупции в том, что бы ее не «видеть» (А. А. – открыто улыбается). Но она есть, была и будет, как в Польше, так и в остальном мире.

Дорожный_патруль_2013_(02)

И как много времени у Вас ушло на сценарий «о том, чего не должны видеть»?

Идея создания фильма о дорожной полиции родилась у меня достаточно недавно. И, когда я взялся за сценарий, у меня на него ушел всего лишь год и мы сразу же приступили к съемкам.

Легко ли было найти продюсера, готового взяться за такую щекотливую тему?

Мне очень жаль это признавать, но я не могу сохранить анонимность в Польше (А.А. – опять улыбается). В моём случае это единый процесс работы – когда я начинаю работать над сценарием у меня уже есть продюсер, который за него возьмется.

Да, конечно, но ситуация в стране располагала к созданию и показу такого «откровенного» фильма или нет?

Скажем так, пока я работал над сценарием, никто не пытался меня убить или ограбить, и никто не оказывал на меня давление. У всех было ощущение, что этот фильм будет иметь коммерческий успех, и так оно в итоге и получилось.

Кстати, по поводу коммерческого потенциала: изначально был ли у Вас какой-то «коммерческий план» по продвижению фильма?

Я всегда снимаю авторское кино. На практике это означает, что под моим контролем находятся сценарий, съемка и монтаж. Но я очень трепетно отношусь к деньгам, которые тратятся на создание фильма.

Правда, для меня никогда в приоритете не находится бокс-офис, я хочу верить, что люди, которые идут на фильм смотрят на вещи также как и я, поэтому они идут на интересное кино. А в случае «Автоинспекции», такая аудитория должна быть значительно больше обширной. Потому, что все хотят увидеть этот фильм о полиции.

Автоинспекция 1

Как Вы искали «своих» актеров? Вы заставили их выглядеть очень правдиво, как Вы с ними работали?

У меня есть некое ощущение реальности игры актеров, поэтому в своих фильмах я ценю настоящее качество съемки. И поэтому я сотрудничаю только с лучшими актерами, которые подходят на эти роли. У меня есть некая договоренность с ними об их эмоциональном состоянии и о том характере и эмоциях, которые им предстоит сыграть. Моя работа это объяснить актеру мотивацию его персонажа, почему он поступает так, а не иначе. А потом они играют, а я отдыхаю.

То есть вы поощряете импровизацию актеров?

Я признаю, что я работаю с образованными и умными людьми и что они могут что-то привнести в созданный персонаж. Но импровизация возможна только иногда.

Некоторые люди называют Ваш фильм темным и мрачным.

Покажите мне людей, которые считают, что этот фильм светлый и добрый! Я бы очень хотел услышать, что они скажут. Он должен быть именно таким.

«Автоинспекция» был снят в документальном стиле. Это была Ваша изначальная идея или Вы к этому пришли в процессе работы?

Да, так все и задумывалось. Это пришло от съемок на мобильные телефоны и другие портативные камеры, собственно, именно с помощью таких записей мы и можем рассказать историю, которая происходит на улице. Поэтому, изначально это было прописано в сценарии. Но я люблю менять фактуру, качество картинки, поэтому были и съемки обычной камерой.

Насколько известно, Вы начали карьеру как оператор…

Да, так можно сказать. Собственно говоря, на съемках некоторые сцены снимал именно я, но вообще-то это коллективный труд всей съемочной команды.

Да, но я имела в виду, если вы начинали как оператор, то, как вы пришли к режиссуре?

Когда я был студентом, я быстро понял, что мне интереснее самостоятельно рассказывать истории. Но с другой стороны, изучая киносъемку, я понял, что с помощью этих знаний я легко могу разговаривать с оператором.

Мой операторский опыт помогает мне четко объяснять оператору, что я хочу получить и потом я абсолютно не вмешиваюсь в съемку. Ну и к тому же, я сотрудничаю с лучшими операторами, это тоже облегчает работу.

Насколько я знаю, картину уже показывали в Польше…

Да, ее посмотрел миллион человек.

Как они восприняли картину, так сказать «правду об их стране»?

Я думаю, что им понравилось. Но, несмотря на то, что фильм не персонализирован, люди все равно предпочли посчитать, что это история не о них.

Вы получили финансирование от государства?

Конечно!

То есть у Вас не было никаких проблем с получением денег на фильм дискредитирующий польскую полицию?

Я всего лишь режиссер. Всеми вопросами финансирования занимался Феликс (А.А. – один из продюсеров фильма Феликс Пастушак сидел рядом и работал нашим переводчиком. Для Войтека он переводил английские вопросы на польский и наоборот).

Феликс Постушак: проблем не было, но это благодаря статусу Войтека в Польше. Хотя должен сказать, что нам пришлось сменить название. Мы получили финансирование, но когда начался пред-продакшн, фотосъемка, мы поняли что нужно назвать фильм «7 дней». Это название совершенно не подходило фильму, но, тем не менее, оно нам было нужно для избежание проблем при сотрудничестве с полицией.

В Варшаве у нас были очень сложные съемки и, конечно же, нам были выделены необходимые полицейские силы, которые нас охраняли, присматривали, разрешали нам снимать в определенных местах, консультировали нас. И это все работало отлично именно потому, что на высшем уровне не было никаких сложностей с названием картины – в течении семи дней разворачиваются события, 7 персонажей, 7 основных сцен, ни у кого не возникало вопросов. Все было идеально. А потом мы вернули прежнее название. Так что все прошло хорошо.

Вы основывали рассказ на реальных историях или это чистой воды выдумка?

С одной стороны, можно сказать, что все истории в фильме реальны, однако в конце фильма есть текст, в котором говорится, что все персонажи и истории выдуманы. И этой идеи я и буду придерживаться (А.А. – смеется).

Автоинспекция 2

То есть, нет ни одного реального случая, который бы произошел с Вашими друзьями и лег в основу фильма?

Во время написания сценария и съемок я консультировался со многими полицейскими, которые до сих пор на службе или уже на пенсии, и каждый из них говорил, что нет невозможных историй. Но, все равно, все персонажи и истории выдуманы (А.А. – опять смеется, кажется лукавит).

В России и Украине люди обычно очень трепетно относятся к имиджу их страны на экране. Ваш же фильм не лучшим образом показывает Польшу и, возможно, отношение к ней изменится. 

Прежде всего я делаю фильмы о том, что волнует меня, о том, что волнует современное общество. Каждый из моих фильмов так сказать «засовывал палку в муравейник» и пытался расшевелить проблему, поднять ее наверх. Поэтому «Автоинспекция» – это стандартный фильм для меня. То же можно сказать о моих ранних работах («Свадьба», «Роза», «Темный дом»).

Когда мы были готовы снимать фильм, в начале прошлого года, как раз возник финансовый скандал по поводу строительства дороги к Евро-2012. А две недели назад, когда мы были готовы к Московскому кинофестивалю, поднялся огромный секс-скандал, связанный с польской полицией; это было в новостях. Как видите, жизнь оказывает нам хорошую маркетинговую поддержку для показа фильма, хотя, конечно, такие новости не радуют.

А сейчас, так получается, что если возникает скандал, связанный с полицией, журналисты звонят мне и просят их проконсультировать или дать комментарии по поводу случившего, а я всего лишь режиссер, а не эксперт. Это странно (А.А. – удивленно пожимает плечами)

Ну и последний вопрос: что нам от Вас ожидать в ближайшем будущем?

Я как раз завершил съемки моего следующего фильма. Он будет об алкоголизме. Не только в Польше, так как это общая проблема – пьют и на Украине, и в России, и в Европе. Богатые и бедные, образованные и нет, но финал у всех всегда один.

Фильм снят и почти смонтирован. Он поставлен по роману современного польского писателя Jerzy PilchThe Mighty angel” («Могучий ангел»). Надеюсь, скоро он выйдет на экраны.

Рассказать друзьям

Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to Odnoklassniki
Читайте также:

Leave a Reply

Powered by WordPress | Designed by: diet | Thanks to lasik, online colleges and seo

Switch to our mobile site